Индонезия изнутри.

Город: Ломбок
Время отдыха: Дата вылета июнь 2012

Дата12.12.12 Хороший отзыв10 Ответов 5 Просмотрели6444

После многомесячных сборов и подготовок наконец-то настало время нашей долгожданной поездки в Индонезию. Самолет у нас вылетал вечером, так что я даже успела побывать на работе. Опасаясь пробок на Южном мосту, я заказала такси за полтора часа до начала регистрации на рейс. Но доехали мы на удивление быстро, чуть больше, чем за полчаса, поэтому зарегистрировались на рейс одними из первых и успели намотать множество кругов по зоне Duty Free.
Перелет в Дубай был достаточно стандартным: традиционный Боинг-737 с не особо удобными сиденьями из искусственной кожи. Мы немного подремали, затем поели, опять подремали, посмотрели в иллюминатор на огни городов в угольно-черной ночи и в конце концов прилетели.
Дубай встретил нас душной и жаркой пустынной ночью, на улице +33*С. Но нам на улицу не надо, нам надо добраться из терминала 1 в терминал 3. Спрашиваем у первого же попавшегося работника аэропорта, куда нам идти и получаем ответ: «Прямо.» Идем прямо, периодически отлавливая местных сотрудников и слыша все то же «прямо» каждый раз. Ой, как-то я слишком оптимистично оценила ситуацию, рассчитывая, что за 2 часа стыковки мы успеем и зарегистрироваться на рейс, и по Duty Free нагуляться, и перекусить, и заскучать. Одно только «прямо» у нас заняло около 40 минут.
Наконец-то мы нашли стойки регистрации Emirates. Интересно, они себе где сотрудников подбирают? Документы оформляют девушки всех рас, но исключительно модельной внешности. Все улыбчивы, внимательны и безупречно вежливы. Получив посадочные талоны, проходим службу безопасности и идем искать нашу зону вылета. Еще 20 минут. Мимо магазинов пробегаем, не заглядывая. Ага, а проход в зону посадки уже открыт. Бегом бежим проглотить по бутерброду с фруктовым коктейлем и идем в посадочную зону. Так спешили, а нам рейс задержали. На 40 минут. Но потом все-таки посадили в самолет.
Все же не зря арабские авиалинии считаются одними из лучших в мире. Полет был гораздо комфортнее, чем у МАУ. Салон отделан пластиком, разрисованным пустынными пейзажами, кресла удобные, расстояние между ними тоже больше, чем в наших самолетах. Вот точно они штат набирают в модельных агентствах, стюарды и стюардессы просто на подбор. Выполняют любую просьбу, улыбаются. Каждые 2 часа носили влажные махровые салфетки для освежения лица и рук и питьевую воду. Умудрились 3 раза за 8 часов накормить, причем довольно вкусно. За время полета мы успели и под грозовыми тучами полетать, и в чистом небе, и в облаке. Я хотела сфотографировать море, когда мы будем пересекать экватор, но мы летели в таком плотном облаке, что за окном, кроме «молока» ничего видно не было. Но в последний момент природа сжалилась надо мной и в разрыве облаков я успела щелкнуть кусок побережья Суматры, практически на экваторе. Ну, может быть чуть южнее.
Cпустя полтора часа мы подлетели к Джакарте и стали снижаться. Через иллюминатор я разглядывала одноэтажные кварталы окраин и промзон и текущие мутью и грязью речушки. Территорию Джакарта занимает просто устрашающе огромную, Киев по сравнению с ней просто задрипанное село.
Идя через аэропорт я поймала себя на мысли, что чисто архитектурно он больше похож на экзотический отель: журчат фонтаны, пальмы растут посреди газонов, по которым гуляют цапли, стены украшены затейливой резьбой. Прошли паспортный контроль и получили багаж мы быстро, сразу же нашли нашу трансферную стойку и поехали на такси в город. На въезде в Джакарту попали в грандиозную пробку, таких в Киеве и не увидишь. Машины ползут сплошным потоком впритирку друг к другу. А еще у всех руль справа, так что я вообще потерялась, что здесь и как едет.
Город практически новый, особых достопримечательностей нет, роскошные кварталы, сверкающие рекламными огнями, чередуются с такими трущобами, что смотреть страшно. Что-то наша водительница такси всю дорогу по телефону болтает, не переставая… Подъезжаем к отелю “Morrissey” и тут она выдает: «А может, вы в этом отеле остановитесь? А то я не знаю, где ваш отель и найти его не могу.» Я ей сказала, что отель оплачен и мы будем его искать. Искали. Около часа. Оказалось, что мы облазили все окрестные кварталы, только не тот, что нам был нужен, но все же добрались до отеля. Заселились в отель, я попросила, чтобы в трансфере из отеля мне учли предполагаемое время «потеряния» в городе, чтобы я не опоздала на свой рейс.
Номера в отеле маленькие, но чистые. Пару ночей переночевать подойдет. Я позвонила Маде и договорилась с ней о встрече на завтра. Затем мы приняли душ и рухнули спать.
Утром мы проснулись от воплей муэдзина с минарета ближайшей мечети. Так как было уже 7 утра, то мы умылись и пошли на завтрак. Завтракали традиционной индонезийской жареной лапшой с овощами и овощными же блинчиками. Горячий и густой рисовый суп с курицей брать не стали – и так жарко. После завтрака пошли смотреть на Медан Мердеку – Национальный монумент в Джакарте. По дороге нас напросился сопровождать местный мужичок, который провел нам импровизированную обзорную экскурсию по центру города. Честно говоря, я ему благодарна – сами бы мы очень долго искали, где и как переходить улицы ( я не умею останавливать поток машин взмахом руки «а ну, стоять!») и куда идти. Мы посмотрели Национальный Монумент, но не смогли на него влезть – он открыт только по воскресеньям, по дороге сфотографировались с группой местных детей по их просьбе. Оказывается, у индонезийцев очень престижным считается иметь фотографию с белым человеком, как они говорят «с человеком с длинным носом». Без проблем, повысим детям рейтинг. Дальше смотрели монумент независимости –мужик с непомерно огромными руками разрывает цепи, центральную мечеть и католический собор Св. Терезы. Индонезия в религиозном плане достаточно лояльая страна, раз мечеть и собор находятся на одной улице друг напротив друга. Мы, кстати, зашли в собор и немного понаблюдали за свадебной церемонией. В качестве свадебной музыки не используют ни марш Мендельсона, ни Вагнеровский «Вот идет невеста», вместо этого на полную громкость звучит Андреа Бочелли. В боковом приделе наблюдали тетечку, живо общающуюся со статуей Иисуса: мимика, жестикуляция, интонации непередаваемые, такое впечатление, что она с соседом разговаривает.
Затем мы потихоньку направились в обратный путь. По дороге разглядывали растущие вдоль дорог деревья манго, тамаринда и махагони (возможно, хинное дерево, т.к. из его растертых в порошок семян заваривают чай и пьют, после чего человек становится несъедобным для комаров). Кроме высокой влажности в воздухе витает специфический запах специй и прелой зелени, не везде приятный. По дороге мы зашли «остыть» в торговый центр и купили немного фруктов. Подошли посмотреть на дуриан, действительно пахнущий гнилым луком, но выбрали рамбутаны и питахайю, манговый сок и традиционные индонезийские сладости.
В отеле устроили себе фруктовый перекус. Больше понравилась питахайя, с нежной слегка хрустящей мякотью и деликатным сладковатым вкусом. Рамбутаны на ее фоне показались пресноватыми. А вот сладости вызвали у нас некоторое недоумение: в основном они состоят из заметно соленого рисового пудинга, политого присоленным же сахарным сиропом. Интересно, конечно, но наши конфеты вкуснее.
Обедать мы пошли в комплекс «Плаза Индонезия» и соблазнились там ресторанчиком, который предлагал кофе «Копи Лувак». Заказали фирменную рыбу, которую принесли плавающей в мисочке с бульоном, которая стояла на горелке, чтобы не остыла и курицу с овощами по-явански. Нам было сказано, что все это не острое. Ага, конечно. Их не острое для наших языков довольно жгучее. Но еда была просто божественная. Гасили мы пожар во рту очень вкусным десертом из черного сладкого риса с фруктами и кокосовым молоком. В завершение программы нам устроили шоу из кофе: каждому принесли порционный пакетик с кофе в мешочке из органзы (мешочек – в подарок), при нас заварили и настояли. Кофе вкусный и очень крепкий.
Вернувшись в отель, мы немного подождали Маде, которая приехала со всей семьей и поехали было к ней домой, но по дороге попали в такую мертвую пробку, что решили свернуть к ближайшему ресторану и там поужинать. Кажется, не одни мы были такие умные. Вначале мы еле нашли место на самом нижнем этаже паркинга, потом пришлось подождать столик в ресторане. Но ожидание стоило того.
Это был японский ресторан, где подают сукияки. Мы уселись за стол вокруг газовой горелки, на которую была установлена двухсекционная кастрюля с острым и неострым бульоном. Потом официант набросал туда кучу всяческих овощей и мясо-морепродуктовых мелких вкусняшек. Все это некоторое время покипело и затем каждый набирал себе половником в тарелку то, что понравилось. А понравилось все: и вкусно, и необычно, и интересно. Затем мы немного погуляли, купили мне местную сим-карту и поползли в очередной пробке к нашему отелю. Усталость дала о себе знать и мы просто рухнули спать в номере. Пока еще не привыкли к смене часового пояса и высокой влажности.
В воскресенье утром я не могла понять, почему уже давно рассвело, а будильник, который я поставила в телефоне на 7 утра, все не звонит. Потом сообразила, что время-то я в этом телефоне оставила киевское. Пришлось смотреть на часы. В Джакарте 8 утра. В Киеве, соответственно, 4 утра. Я разбудила Богдана, мы умылись и пошли завтракать. Этим утром народу на завтраке было заметно больше. Мы позавтракали тем же, что и вчера, но овощные блинчики в этот раз были с перцем чили, что моментально почувствовалось. Но кофе и фрукты исправили ситуацию. Затем мы вернулись в номер и принялись за упаковывание чемоданов.
На 11 утра у нас было заказано такси до аэропорта. Мы выселились из отеля и стали ждать нашу машину. За нами приехала Тойота, но не «Блу Берд», а «Пусака». Я было удивилась, но затем увидела в машине информационный лист, что оба этих перевозчика входят в одну систему и успокоилась. До аэропорта доехали быстро, без пробок, без стай мотобайкеров, от которых я была просто в шоке в Джакарте. Мотобайками на дороге пользуются 65% столичных жителей. Причем ездят быстро, стаями и про немыслимым траекториям. Ездят поодиночке и семьями, не просто вдвоем, а привязывают ребенка впереди себя шарфом, а второго – зажав между папой и мамой, так что только ножки в стороны торчат. Я так и не поняла суть правил дорожного движения в Джакарте: вроде бы все летят сплошным потоком, не на всех перекрестках есть светофоры, а там, где нет, стоят вроде бы регулировщики, но без формы, которые машут руками, показывая, какой поток куда может ехать. В целом, картина полного хаоса.
В аэропорту мы сдали багаж, уплатили полетную пошлину и прошли в зал ожидания. В магазинчиках – полно всякого текстиля из батика, всех цветов и назначений. Меня поразило богатство рисунков и расцветок. Красота неописуемая! Наглазевшись на батик, мы пошли в кафешку пообедать. Пока ждали заказ, Богдан гонял одинокую муху, пытавшуюся сесть на его стакан с напитком. Официанка немедленно принесла нам закрепленные на деревянной подставке соломинки, вымазанные чем-то, наверное, липким, с ошметками мушиных лапок. Муха довольно быстро уселась на соломинку, повозилась, пытаясь освободиться, но вскоре затихла и повисла вниз головой. Так мы совершили убийство во время обеда.
Терминал авиакомпаний-лоукостеров в Джакарте просторный, примерно размером с наш международный терминал F в Борисполе, чистый и очень толково скомпонован, даже если захочешь, не потеряешься.
В самолет посадили быстро, объявили положенную программу безопасности и прочти сразу же взлетели. Из городского смога мы нырнули прямо в облака и долго летели, ничего не видя из иллюминатора. Затем облака разошлись и мы смогли полюбоваться Восточной Явой, представляющей из себя сплошной ковер из джунглей. Затем летели над Балийским проливом в густых кучевых облаках, образующих причудливые скульптурные композиции. Вот облака рассеялись и прямо перед нами вдруг возникла береговая полоса Куты и аэропорт.
Сам аэропорт маленький, какой-то домашний. И сразу заметно, что влажность не такая удушающая, как в Джакарте. Забрав чемоданы, движемся в сторону выхода из аэропорта. Там нас должен ждать Ханс, хозяин виллы. А по дороге надо еще найти встречающего агента турфирмы, повезущей нас на Флорес. Глазею по сторонам и никого не вижу. Заметила толпу встречающего народа с бумажками в руках. Пойду там искать. Нашла индонезийца с бумажкой «Mr. Kurianof Bogdan». Ага, пошли по пути наименьшенго сопротивления и написали ребенкины данные. Мое фамилиё для индонезийского языка невоспроизводимо. Выясняю – это агент по Флоресу. Оплачиваю поездку, забираю билеты и уточняю подробности вылета. Идем дальше искать Ханса. Вышли из аэропорта, повернули налево, как он и писал, ищем. Нет его. Облазили все, нет его. Звоню, спрашиваю где он. А он спрашивает, где я. Отвечаю, что стою на выходе из аэропорта возле кафе, у стойки с кокосами. Говорит, стой там, я сейчас приду. Через несколько минут вижу над головами табличку с компромиссной надписью «Mrs. Natalia». Начинаю скакать и махать руками, показывая, что я здесь. Наконец-то, нашлись. Ханс с водителем, из лучших побуждений, пошли встречать меня к выходу с международных рейсов. А мы-то прилетели на местном. Вот и разминулись.
По дороге мы знакомились, шутили и, можно сказать, подружились. Вилла нам очень понравилась, уютная, чудесная и просторная. Во внутреннем дворике очаровательный бассейн. Побросали вещи, вручили растроганному Хансу киевские конфеты и пошли на ужин. Минут семь шли по улице, которая имеет размеры стандартной нашей подворотни – две машины, причем небольшие, с трудом впритирку разминутся. Но улица – это звучит гордо!
Вышли на главную улицу – Тамблинган, нашли торговый центр, прошли чуть дальше и зашли в рекомендованный Хансом японский ресторанчик. В индонезийском, который тоже показал Ханс, не было свободных столиков. Заказали мясо терияки и овощи в темпуре – намного вкуснее, чем в Киеве. Созвонились с Имой и уточнили расписание экскурсий. Затем зашли отовариться в супермаркет. Купили мангостины, салак и полюбившуюся нам питахайю, соки, хлеб, кое-что перекусить на утро. Сняли немного денег с карты и пошли домой. Сразу же попробовали сок соусепа – Богдан не в восторге, а мне понравилась освежающая кислинка. Затем стали пробовать фрукты. Салак не очень впечатлил – под коричневой кожицей, похожей на змеиную чешую расположены три дольки, похожие на чесночные, а внутри – косточка. Мякоть по консистенции похожа на грецкий орех молочной спелости. А вкус – слабо сладкий с парфюмерным ароматом. Мангостины понравились больше – внутри фиолетового плода – белые дольки, похожие на мандариновые, только без оболочки. Мякоть сочная, с приятной кислинкой, что-то неуловимо напоминающая. Потом меня осенило – крыжовник! Заели мы это все питахайей.
Выяснилось, что у нас на кухне есть жилец – бледно-желтый геккончик. Я с ним поразговаривала, а он мне язык показывал. А вот фотографироваться отказался наотрез: стоило мне взять фотоаппарат, как он начал метаться по стенам – за занавеску, за мусорное ведро, за холодильник, под холодильник, опять за занавеску, по стене за картину над телевизором. Гоняла-гоняла я зверя, но так и не догнала. Но ничего, время у меня есть, я тебя все равно сфотографирую, попадешься ты мне, вредина. Нагонявшись за ящером, ушли спать.
Ночью я проснулась от непонятного шума, доносившегося с крыши. Что-то громко шуршало. Через минуту сообразила – дождь. Ночью дождь был дважды, каждый раз по 3 минуты, и представлял собой что-то вроде ведра воды, вывернутого на землю – ливануло и сразу стихло.
Утром я прежде всего рванула осматривать территорию нашей виллы, которую не смогла вчера осмотреть в темноте. На мокрой земле лежали сбитые дождем цветки плюмерии, я подняла один – пахнет чудно и выглядит красиво, хотя и простенький – пять округлых бело-лимонных лепестков. За калиткой чистят бассейн двое балийцев. Я поздоровалась и перекинулась парой слов. Затем растолкала Богдана, мы позавтракали и вышли с территории виллы. Нас уже ждала наша сегодняшняя гид Ольга.
Вначале наш путь лежал через ремесленные деревушки к древнему индуистскому храму Пури Батуан. Нам всем выдали саронги и допустили к осмотру храма. Перед храмом на земле лежат подношения из плетеных из травы корзиночек с цветами, конфетами, сахаром и фруктами. Считается, что эти подношения отвлекают демонов от вредительства людям. Такой себе карандаш от тараканов «Машенька».
Вначале мы прошли через ворота, которые в нашем понимании воротами никто бы не назвал: две высокие резные стелы, гладко стесанные с внутренних сторон. За этими открытыми воротами – другие, закрытые, которые открываются только по большим праздникам. Причем сразу за ними выстроена стена – балийцы верят, что в мире обитает большое количество демонов, которые не умеют проходить через закрытые ворота и огибать стены. Таким образом строения защищают от демонов. Ворота по бокам усажены кустами иланг-иланга со сладко пахнущими цветами. Для входа в храпмовый комплекс необходимо пройти слева от ворот и двигаться по часовой стрелке. На территории храма жители местной общины занимаются ритуальными приготовлениями: мужчины огромными тесаками секут на каменных плитах мясо и специи для ритуальных угощений, а женщины плетут из травы и листьев ритуальные корзиночки из травы и листьев. Причем в огромных количествах, непрерывно, несмотря на то, что все это одноразовое, скоропортящееся.
Дальше мы прошли к храмовому пруду, где плавают карпы и священная черепаха. Черепаха была столь любезна, что подплыла к нам и высунула мордочку из воды – показалась. Мимо каменных ваз с цветущими кувшинками идем в середину комплекса и разглядываем статуи, жертвенники и ритуальные постройки. Выйдя из храма, покупаем и выпиваем на двоих кокос.
Из Батуана едем дальше в сторону Кинтамани. По дороге заезжаем посмотреть на сад плодовых деревьев и продегустировать кофе. Ходим по дорожкам среди деревьев, удивляясь диковинным плодам: кофе, ваниль, салак, какао, джекфрут, перец. Затем изучаем процесс изготовления кофе. Оказывается, в Индонезии кофе делят на «мужской» и «женский». «Женский» - тот, который обычно продают у нас, а «мужской» - с более крупными и округлыми зернами, считается, более вкусным и насыщенным (честно говоря, попробовав, я этого не заметила, но местным виднее). Вот сидит такой «Золушок» перед столом и сортирует зерна вручную поштучно. Затем мы сами немного поучаствовали в жарке кофе, помешивая зерна в сковороде на объектив фотоаппарата и пошли смотреть циветт, которые «изготавливают» своим кишечником самый дорогой кофе в мире «Копи Лювак». Циветты – звери ночные, поэтому мы их лицезрели в виде спящих, свернувшихся калачиком пушистых комков. «Посмотреть в лицо» циветте удалось только на фотографии на стене.
Затем мы пили кофе, чай и какао на краю ущелья, поросшего джунглями и совали носы в пакетики со специями и баночки с аромамаслами в местном магазинчике.
Из сада наш путь лежит на смотровую площадку на священную гору Агунг и озеро Батур. Виды открываются неописуемой красоты, можно стоять и любоваться часами. С одной стороны озера скрывается в облаках вершина вулкана Батур, а с другой вдалеке возвышается трехглавая гора Агунг, святыня Бали, на которую, как мусульмане на Мекку, ориентируют все свои постройки балийцы.
Следующий пункт нашей программы – главнейший храмовый комплекс Бали – Пури Бесаких. Храм поражает своими размерами и великолепием, представляет собой многочисленные ярусы храмов разных времен постройки, от относительно новых , примерно пятидесятилетней давности, до самых древних, покрытых слоем мха. Кстати, именно в самом древнем храме местный священник позволил нам обратиться к богам. Так что и индуистские боги насчет нас «в курсе». С самого верхнего яруса мы любовались панорамой острова. По дороге вниз мы повстречали празднично наряженную религиозную процессию. Толпы людей несут на головах изысканно украшенные многоярусные подношения.
От храма мы поехали обедать в ресторан с видом на священную гору и рисовые поля и наслаждались блюдами индонезийской кухни и умиротворяющим пейзажем. После обеда направляемся к дворцу раджи, Тиртаганга, в окрестностях Амлапуры. По дороге Богдан замечает, что мужчина палкой оттаскивает с проезжей части раздавленную змею. Я на нее смотреть не хочу. Мое сокровенное желание – ни одной змеи не увидеть.
В Тиртаганге мы ходим по уложенным среди пруда камням, любуясь многочисленными причудливыми скульптурами и плавающими в воде карпами, при взгляде на которых, не один рыболов нервно сглотнул бы: особи впечатляющих размеров и удивительных расцветок, не только оранжевые и белые, но и голубые и темно-синие. Позади пруда находится бассейн со священной водой, где в давние времена совершала омовения семья раджи, а сейчас купаются все желающие. От самого раджи остались потомки, имеющие в Тиртаганге свой бизнес: виллы, ресторан и спа-салон. На обратном пути покупаем местный сорт бананов и маракуйю у местной старушки.
Вернувшись в Санур на нашу виллу, отправляемся ужинать и таки добираемся до того ресторанчика, точнее, варунга, который советовал нам Ханс. Не знаю, как будет дальше, но он имеет все шансы стать нашим любимым. Вкусная еда и приятная атмосфера с живой музыкой способствуют этому. Бронируем на завтра здесь ужин с поросенком по-балийски, которого надо заказывать заранее из-за длительного приготовления по особой технологии. Купив, на обратном пути по шарику мороженого из местных фруктов, идем на Виллу и готовимся ко сну.
Ночью шел дождь, правда на этот раз мы его не слышали. Сегодня нам предстоит поездка на остров Лембонган и прогулка по дну океана. Мы вышли из виллы на улицу и стали ждать машину с гидом. Только я начала было волноваться, что о нас забыли, как позвонил Ханс и сказал, что с ним созвонился водитель и выяснил, что ждет он нас возле одноименного отеля «Оазис», на главной улице, Тамблинган. Но Ханс ему объяснил, где мы находимся, и через пару минут машина уже была рядом с нами.
Сопровождал нас очень обходительный и приятный узбек Равшан (без Джамшута), проходящий в Индонезии стажировку. Мы сели на катер в компании примерно десятка японцев и под их визги и подвывания (Равшан предупредил, что они очень эмоциональны) поскакали по волнам на Лембонган.
Лембонган – крошечный островок 14х11 км с населением 7 тыс. жителей (с туристами). Местные занимаются рыбной ловлей и выращиванием водорослей на продажу – 1 кг сушеных водорослей стоит 0,5 доллара. Собачий труд! Если бы не австралийцы, облюбовавшие Лембонган для серфинга, то местным жителям было бы совсем туго.
Вначале нам была предложена программа на суше: либо прокатиться на велосипеде по острову, либо поплавать на каяке. Так как я на велосипеде ездить не умею, то альтернативы у нас не было – только каяк. Мы надели жилеты, сели в каяк и поплыли. Мы так «слаженно» гребли, что лебедь, рак и щука нервно курят в сторонке. Каяк мотало во все стороны по траектории, неизвестной ни одной геометрии мира. С ругательствами совершили очень пьяный «круг почета» до плантаций водорослей и назад. А там уже и наши велосипедисты подоспели. Садимся на катер и едем на понтон, с которого мы будем «гулять по дну».
Вначале нам надели тапки, затем что-то типа болеро на плечи, чтобы шлем не давил, как-никак 37 кг! Потом опоясали лентой с привязанными каменными грузилами и отправили спускаться в воду по лестнице. Когда мы погрузились по плечи, нам на головы надели шлемы и жестами показали спускаться вниз на 6-метровую глубину. Каждому в руки сунули по поллитровой пластиковой бутылке с рыбьим кормом. В пробке проверчена дырочка, через которую можно кормить рыб, надавливая на бутылкины бока.
Рыбонаселение, собственно говоря, уже давно в курсе дела халявной пищи и реагирует даже не на корм, а на саму бутылку, слетаясь в диких количествах и начиная «клевать» пробку. В «рыбном супе» мы ходили по дну минут 15. Уши ощутимо закладывает, видать, дайвера из меня не выйдет. Поднявшись на поверхность, сдаем обмундирование и плаваем с масками и трубками все время, пока «нагуляются» остальные.
С понтона возвращаемся на остров и обедаем. После обеда возвращаемся на Бали. На вилле принимаем душ и немного плещемся в бассейне, чтобы снять усталость. Затем идем гулять по городу. Проходим мимо отелей по проулку к пляжу и решаем прогуляться по набережной. Правда, скоро нам это надоело, не сама набережная, а непрерывные призывы: «Массас, массас! Маникюююр! Мадам, луки-луки май соп! Такси! Экскурсьон виз ми тумороу, гуд прайс!» (Произношение оригинала сохранено.) Ищем пути побега с набережной. Не находим. Все сплошь занято отелями и ресторанами. Около часа шли, пока не добрались до парковки. Логически рассудили, раз машины сюда доехали, то мы сможем выйти. Вышли на улицу, по которой добрались до перекрестка с Тамблинган и еще час шли в обратную сторону. Нагулялись до опупения. Зашли в супермаркет купить фруктов и соков и встретили там Ольгу. Договорились о времени завтрашней встречи – она нас завтра сопровождает в Улувату. Взяли пробовать связку лонгана и пару манго. Потом я увидела запакованные дольки дуриана и взяла попробовать самую маленькую упаковку (слава Богу!). Дуриан мы решили съесть по дороге к вилле, чтобы не нести его в дом, поскольку эту вонючку никто в дом носить не разрешает. Разворачиваю упаковку и по улице плывет запах гнилого лука. Сейчас попробуем этот фрукт с адским запахом и божественным вкусом. Да простят меня почитатели дуриана, вкус – гнилого лука. Причем если недозрелую хрустящую часть еще можно выдержать, то зрелая кремообразная мякоть поосто не полезла. Богдан отказался наотрез после первого же кусочка, а я мужественно ела и пыталась понять, что восхитительного в нем народ находит. У меня, кроме луковой отрыжки надолго, ничего не осталось.
Выгрузили покупки в холодильник и пошли ужинать. Нас ожидает «Баби Гулинг» - поросенок по-балийски. Вначале мы заказали сок со льдом, чтобы запивать ожидаемо жирную пищу. Но тут ведь свиньи питаются травкой, а не объедками и кашами, как у нас и пасутся на воле, а не сидят в хлеву, соответственно они гораздо более изящны, чем украинские, и, скорее, мясные, чем сальные. Вначале нам принесли по мисочке густого супа на костном бульоне с кучей специй и мелко порезанного мяса и потрошков. Вкусно сказочно, но неимоверно остро, вдобавок еще и горячо, прямо с огня. Зато великолепно убирает дуриановое послевкусие. Хлебаю супчик, как заведенная. Думаю, что надо заказать бы еще порцию риса, чтобы заесть пожар во рту. И тут нам приносят «вторую серию» - большая тарелка с овощным салатом, рисом и кучей свинских запчастей: тут и шашлычок в карри, и жареные кусочки печени, и свиная колбаса, и жареное мясо, и подсушенные до хруста кусочки шкурки. Тут уже с остротой все в порядке. Чувствуем себя обожравшимися драконами, но съедаем все, настолько вкусно. И соки пригодились – супчик запивать. По дороге на виллу захожу в книжный магазин и покупаю пару кулинарных книжечек на английском. Дома буду пробовать изваять что-то индонезийское. Пробуем лонган – под плотной кожистой шкуркой находится сочная прозрачная мякоть консистенции винограда с нежным сладковатым вкусом. Вот только косточка великовата – у фрукта размером с крупную вишню она имеет габариты фасоли. Ложусь спать с головной болью – погружение дает о себе знать.
Утром мы никуда не спешили и проснулись довольно поздно. За завтраком попробовали купленные манго – шикарный вкус, несмотря на зеленую шкуру. Потом загорали и плавали в бассейне на вилле. Когда я плавала, то в бассейн упал здоровенный шершень. Я пулей вылетела из воды и побежала искать кого- нибудь из обслуги. Нашла садовника и на пальцах ему объяснила проблему. Он кивнул и вынул тварь сачком из воды, а потом раздавил просто голой пяткой. Потом покивал на труп, поклацал зубами и скорчил рожу, мол, шершень ядовитый. Я изобразила ужас на лице. В общем, поговорили.
Приходил Ханс, поговорили об отдыхе, футболе и рыбалке. Обсудили матчи еврочемпионата. Ханс сказал, что в вилле напротив живут шведы. Может не стоит им говорить, что мы из Украины?
Ходили на обед уже в другой варунг, напротив нашего «Кокосового дерева». Помимо мяса, заказали типичный балийский салат «Гадо-гадо». Причем никаких гадов в нем не наблюдалось, только бланшированные морковь, стручковая фасоль, пекинская капуста, жареный тофу, вареное яйцо и сладкий соус. После обеда вприпрыжку несемся к вилле – нас уже Ольга ждет. Вначале мы отправились было в парк «Гаруда Вишну Кенчана», но нас не пустили, сказали, что участники проходящего поблизости в Нуса-Дуа конгресса по борьбе с наркотиками зарезервировали себе для прогулки парк на целый день. Прямо какой-то конгресс по борьбе с туристами получается. Но теперь у нас есть время погулять на пляже Паданг-Паданг, на который обычно времени почти не отводится.
Дорожка к пляжу спускается ступеньками в узкой расщелине между скал и выходит на песчаный пляж длиной несколько десятков метров и шириной несколько метров. На пляже и в воде – много огромных валунов. Волны – совершенно непредсказуемые, то плещутся вдалеке от тебя, то вдруг одна нахалка внезапно окатывает тебя по колено. Спрятавшись за валуном, около часа подставляем лица солнцу.
От пляжа едем к храму Улувату, расположенному на стометровой скале, выступающей далеко в море. Ольга предупреджает нас, чтобы мы сняли очки часы и прочие побрякушки, поскольку на территории храма много макак. Действительно, первую обезьяну мы увидели еще перед входом на территорию храмового комплекса. Я не захотела покупать корм для обезьян и предпочла наблюдать за ними издали. И, как впоследствии оказалось, не зря.
Сначала мы гуляли по прилежащей к храму территории и любовались отвесными скалами и бьющимися о них океанскими волнами. Картина, прямо таки завораживающая. Затем обошли вокруг храма и вышли на площадку перед ним. Здесь мы стали свидетелями нескольких случаев кражи макаками очков прямо у людей с лиц. Прыгнет, паршивка, человеку на плечо, сорвет очки и убегает на стену или на дерево. Там она добычу сразу же начинает грызть. А очки-то с диоптриями, а не от солнца, так что людей винить нельзя. Правда, подбегают работники парка и бросают в обезьяну печеньем или вафлей в шуршащей обертке, та ловит новую игрушку, а старую бросает. Хорошо, что на нас ничего такого нет.
Решаем перед просмотром национального танца сходить выпить холодной воды. Проходим мимо пожилой макаки. Мне ее взгляд сразу не понравился и я покрепче прижала к себе сумку. Прошли мимо и тут Богдан как закричит: «Мама, берегись!» Я боковым зрением вижу, как эта тварь бросается сзади мне под ноги и срывает с моей ноги, которую я еще не успела поставить после шага на землю, шлепанец, отбегает на несколько метров под дерево, садится и запускает в подошву зубы. Я в шоке, у меня же нет печенья с шуршащим фантиком, чтобы выкупить шлепанец. Мимо проходил дедушка-уборщик и бросил этой уголовнице вафлю, а потом принес мне выброшенный шлепанец. Отблагодарила дедулю денежкой. Ольга сказала, что это первый раз, когда обезьяна ворует обувь с идущего человека, раньше стаскивали сандалики только с детей, сидящих на руках у родителей.
Возле стоянки мы освежились порекомендованным Ольгой напитком на травах и перекусили жареной кукурузой. За это время успели увидеть попытку кражи сумки, покушение на мопед и групповое отбирание кукурузы у туриста. Все, естественно, в макакячьем исполнении.
После перекуса возвращаемся назад. Моя обидчица зыркает из кустов, но мы идем в толпе, так что безопасно. Ольга покупает билеты на представление и приносит нам программки с описанием смысла танца. Пока мы сидим и читаем, возле нас появляются два макакеныша. Один из них начинает скакать по сидящему Богдану, скинувшему зверька на землю. Так макакеныш опять запрыгнул на Богдана и попытался укусить его за плечо. В это время второй хулиган вырвал у Богдана программку, и первому стало жутко интересно, что же там написано. Катаясь в пыли и кусая друг друга, они нас покинули. Ольга посетовала, что я не сфотографировала эту сценку, но я не склонна хвататься за фотоаппарат, когда грызут мое чадо. Я в это время оглядывалась, чем бы таким тяжелым прибить этого кусачего гада.
Но вот на сцене заиграла музыка и мы пошли занимать места. Народу набилось – тьма. И вот действо началось. Сначала на сцену выбежало с полсотни одетых в саронги мужчин. Они уселись по кругу на землю и с криками «чак-чак» стали раскачиваться в разные стороны, периодически взмахивая руками. Так и в транс впасть немудрено. Но они были своеобразным фоном и музыкальным сопровождением к балийскому танцу по мотивам Рамаяны. И пусть танец – поставленный европейскими хореографами новодел, все равно он создан на основе древних танцевальных традиций. Я была в восторге от причудливых движений рук и пальцев, изгибов спин и ног. Кроме того, периодически я бросала взгляд на погружающееся в море солнце.
После представления мы поехали ужинать в Джимбаран, маленькую рыбацкую деревушку на берегу моря, вокруг которой расположены очень дорогие отели.
Столик нам накрыли на песке на берегу моря. Пока мы ели вначале рыбный суп, затем салат из морских водорослей и грилевые дары моря (мидии, рыбу, кальмары, креветки, крабы), глаза отдыхали на лениво наползающих на берег волнах и огнях Куты в непроглядной тропической ночи. С океана дул легкий прохладный ветерок. Полное умиротворение и спокойствие.
После ужина едем домой и ложимся спать.
Этим утром мы что-то долго ковырялись, и, когда горничная влезла на забор и сообщила, что за нами приехала машина, мы еще доедали завтрак. Быстро проглотив остатки кофе, выбегаем к машине. В салоне сидит молодая пара, судя по разговору, немцы. Садимся сзади них и едем. По дороге забираем еще семью голландцев из 4 человек.
По дороге к реке проезжаем большие и маленькие деревушки, разбросанные в джунглях. Я периодически подремываю, Богдан читает книгу. Но вот, наконец, мы и добрались. Выходим из машины и подходим к стойке регистрации. Девушка спрашивает, откуда мы приехали. Честно отвечаю, что из Украины. Она в замешательстве, так как не знает, на каком языке инструкцию давать таким экзотическим клиентам. Сжалившись, признаюсь, что мы умеем читать по-русски. Получаем инструкцию и несколько раз внимательно читаем: я бубню Богдану пункты инструкции до тех пор, пока он не начинает выть. Но неважно, пусть лучше сейчас повоет, чем потом травмируется.
На нас надевают спасательные жилеты и каски, выдают весла и еще раз повторяют инструктаж. Я пытаюсь переводить Богдану, но он цыкает на меня, что вполне понимает по-английски. Спускаемся по длинной лестнице к реке и получаем в попутчики тех немцев, что ехали с нами в машине, Денниса и Надин, и гида. Его зовут Судайя и он на берегу в лодке дрессирует нас, как павловских собак: «Вперед! Назад! Левый борт! Правый борт! Стоп! На дно! Лежать! Пригнуться!». Пока мы не стали уверенно ориентироваться в командах, никто нас в воду не пустил.
Когда Судайя решил, что доволен нашими навыками, мы вылезли из лодки и он спустил ее на воду. Ну, поплыли. Нам предстоит преодолеть по реке Телага Ваджа 14 км. Вначале было страшно, но потом освоились и стало даже весело. Лодка прыгала по камням, вертелась волчком и в некоторых местах заметно накренялась. Каждый момент Судайя кричал нам, что делать. Я даже не догадывалась, что умею по команде падать почти в шпагате и складываться пополам, но делала это, когда мы проплывали под низенькими бамбуковыми мостиками и свисающими почти до воды ветвями деревьев.
Около часа мы плыли по реке только краем глаза успевая охватить спускающиеся террасами по склонам ущелья рисовые поля и пальмовые рощи. В основном все внимание сосредоточено на командах Судайи. Перед самым привалом он протащил нас под водопадом, устроив природный душ. Со смехом вылезаем из лодки и минут десять отдыхаем, фотографируясь и освежаясь напитками.
Приходит наша очередь продолжать путь. Стоило нам отплыть буквально на пару десятков метров от привала, как случилось ЧП. На одном из порогов лодка накренилась почти перпендикулярно воде с моей стороны. Ноги у меня взлетели выше головы, но я клещом вцепилась в веревку и петлю для рук и удержалась, а вот Деннис вылетел за борт. Видно, Судайя хорошо вбил мне в голову правила спасения утопающих, раз я немедленно свесилась за