Дрезден, Германия. Черно-белый город Сикстинской мадонны, часть I I.

Ирина Страна:Германия
Город: Дрезден
Время отдыха: Дата вылета август 2019

Дата21.11.19 Хороший отзыв1 Ответов 3 Просмотрели565

  Обошли в центре Дрездена «треугольник» с восстановленными зданиями и вернулись к Эльбе. Завернув за дворцовый комплекс с собором, вышли к Театральной площади (Theaterplatz). Оперный театр Земпера и памятник перед ним - главные украшения площади. В центре площади монумент, посвященный королю Саксонии,  который в свое время прославился тем, что перевел великолепное произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» на немецкий язык.



  На площади и встарь были здания, где показывали спектакли. И только в 1841 году был построен новый придворный театр, основоположником которого стал архитектор Готтфрид Земпер. Круглое сооружение в стиле раннего итальянского ренессанса  стал достопримечательностью города. Здание служило концертным залом для одного из старейших оркестров мира — Саксонской государственной капеллы. Капельмейстером театра в течение первых лет был Рихард Вагнер. После пожара 1869 года от театра практически ничего не осталось. Так же практически ничего не осталось и после бомбежек 1945 года. Поэтому здание восстановленный прообраз прошлого здания театра. Возрожденный театр 13 февраля 1985 года открылся постановкой оперы «Вольный стрелок» Вебера.

 


  Цвингер стоит в сердце города на Театральной площади. С правого бока  от  театра и всадника на пьедестале примыкает знаменитый дворцово-музейный комплекс. В переводе «Zwinger»- «Клетка». Так в средневековье называлась часть территории крепости, которая оказывалась заключенной между двух стен, внутренней и наружной.




  Дворцово-парковый комплекс построенный  по образу Версаля, появился в 18 веке и состоит  из 6 павильонов, соединенных галереями, с почти идеально квадратным внутренним двориком,  с парком и фонтанами. По размерам с Версалем невозможно тягаться, дворик размером  всего 204*116.





 

Саксонский правитель вырос в Вене, бывал, конечно, в Версале, поэтому хотел иметь свой собственный барочный комплекс. Ансамбль Цвингера называют наивысшим архитектурным достижением в немецком барокко. Вход в сам Цвингер во дворцовый парк и внешние галереи свободный. Платить надо отдельно при посещении музеев и галерей.


 

  На месте, где сейчас расположен Цвингер, находился бастион «Луна» крепостных укрепления Дрездена. Образуемый  ими двор, сначала был ярмарочной площадью, использовался  как парадная площадь с амфитеатром для проведения рыцарских турниров и городских праздников. Основная часть дворцовых построек и окончательное оформление парка относится ко времени правления курфюрста Фридриха Августа I, (August der Starke). К началу его правления, концу XVII века, большая часть дрезденских построек была деревянной. Много путешествующий по Европе, Август Сильный решил перестроить свой главный город так, чтобы Дрезден мог стоять в одном ряду с ведущими королевскими дворами Италии и Франции. Все, что курфюст-феодал мог выжать из своей маленькой территории путем нещадной эксплуатации крепостного крестьянства, шло на создание придворного блеска, для грандиозных резиденций карликовой монархии. В 1709 Август Сильный дает распоряжение своему архитектору Маттеусу Даниэлю Пёппельману построить на внутренней стороне земляного вала Цвингера оранжерею, для выращивания модных апельсиновых деревьев. В том же году прибыл с визитом король Дании, по этому случаю построили в Цвингере парадный плац с деревянными постройками и трибунами. И только потом придумали окружить плац каменными постройками, увеселительного назначения, сделать Цвингер отдельным садом-дворцом. Так на территории Цвингера появился сад и начали возводить павильоны. Особенно впечатляющими можно назвать «королевские ворота», которые выходят на ярмарочную площадь. Август Сильный был не только курфюрстом Саксонии, но и королем Польши. И хотя королем Польши  пробыл всего семь лет, этот факт и должны были подчеркивать ворота, на которых сверкает польская корона, не саксонская. Архитектура ворот очень необычна, помимо самой позолоченной короны, их украшают орлы и растительные орнаменты.



  К строительству нового дворца приступили в 1715 году. Хотя работы еще не были полностью закончены, к свадьбе в 1719 году  сына Фридриха Августа II c Марией Жозефинойд - дочери австрийского императора Иозефа I. Август Сильный пожелал устроить праздник в новом дворце. Эту свадьбу прозвали «Свадьбой столетия» в то время.  К августу 1719 года Цвингер, включая временные деревянные строения, был закончен. Но даже недостроенный Цвингер, по мнению современников, был великолепен. Недостающие детали были спрятаны за декорациями, и «премьера» нового дворца Цвингер состоялась. На одной стене повесили баннер, переводя на язык 21 века, где хвастливо говорилось «бессмертие приносят князьям, как великие победы, так и великие здания». Август Сильный спланировал эту свадьбу в надежде на императорскую корону. Брачный контракт подписали в Вене, но праздновали более месяца в Дрездене и окрестностях. При дворе почти ежедневно устраивались турниры, охоты, балы, концерты, но особенным великолепием отличились праздники Плане. Как проходил праздник Юпитера можно сегодня узнать в павильоне-сфере в Цвингере. Работы продолжались еще девять лет. Первой была отстроена галерея, которую использовали в качестве оранжереи. Затем возникли строения южного и восточного флигеля. Северная сторона так и осталась незастроенной. Здесь, в качестве декорации, возник Зеленый павильон.




Для заполнения пространства  между павильонами придворные архитекторы  Августа I решили разбить прямоугольный парк, размером 204 на 116 метров, заполнив его газонами и клумбами с экзотическими растениями и апельсиновыми деревьями. Слишком торопливое строительство, подготовка к государственной свадьбе в сочетании с бесплановостью полностью опустошили казну. Расходы почти в три раза превзошли предварительную смету, и работы по строительству Цвингера были прекращены. Через десять лет король решил изменить назначение Цвингера. Мода на восточные диковинки миновала, наступила эпоха Просвещения. Бывшие оранжереи и павильоны для увеселений превратились в музеи произведений европейского искусства. Со смертью Августа Сильного в 1733 году строительство Цвингера прекратилось полностью.

  Развязанная в 1756 году Семилетняя война и потеря Веттинами контроля над Польшей положили конец взлёту Флоренции-на-Эльбе, как тогда называли Дрезден. Только спустя столетие город вновь собрался с силами, и городским советом было принято решение о строительстве здания музея.  Начали стройку в 1847, а уже в 1855 г состоялось открытие. Со временем залы не вмещали прибывавшие произведения уже современных живописцев. Потому в 1931 году было решено оставить в галерее только полотна старых мастеров, а искусство XIX—XX веков было переведено в Новую галерею.





   Для выходцев из СССР Дрезден синоним «Дрезденская галерея». Поэтому, вслушиваясь в речь экскурсовода, так и не дождалась заветного словосочетания. Впрямую спросила – «где же вожделенная Дрезденская галерея?». Мне в ответ – «какую из галерей Вы имеете ввиду»?  В Германии в ходу слово «Цвингер», то есть комплекс с внутренним двором и фонтанами. По периметру в зданиях галереи и музеи находятся. «Дрезденской галереей» являются музеи «Старые мастера» и «Новые мастера». В 2019 году картинная галерея старых мастеров была на ремонте уже несколько лет. Оставили для туристов  пару залов и комнаток, чтобы не было им «мучительно больно»: приехать в Дрезден и не увидеть «Сикстинской мадонну» Рафаэля?! Разные галереи отличаются наполнением, работами разных эпох. В галерее «Старые мастера» - «Alte Meister» и  находится знаменитая «мадонна» Рафаэля. Там же и богатейшее собрание полотен Рембрандта, плюс картины итальянских и голландских живописцев. Есть еще галерея «Новые мастера» - собрание живописи XIX века, в основном, немецких романтиков. Так же в Цвингере находятся помимо картинной галереи, гравюрный кабинет, нумизматический кабинет, собрание древностей, пятнадцатитысячная коллекция японского, китайского и саксонского фарфора; собрание античной скульптуры; ювелирная коллекция драгоценных камней, так называемые «Зеленые своды»; оружейная палата, зоологический музей, физико-математический зал, королевская библиотека. Гордость физико-математического музея  паскалина, суммирующий прибор, выполненный в 1650 году, прообраз счетной машины, изобретенный в XVII веке Блезом Паскалем. Так же в музее есть старейшие карты, глобусы, астрономические приборы, часы, показывающие время в любом городе земли.  В экспозиции показано развитие способности человечества измерять такие параметры окружающего мира, как длина, температура, вес, расстояние, объем. И все экспонаты помимо своих познавательных достоинств, являются произведениями изящного кузнечного искусства.


  Датой основания Королевской галереи считается 1722 год, когда курфюст Август ІІ Сильный (1670-1733) приказал произвести генеральную опись всех принадлежащих ему картин и из лучших произведений создать галерею. Первый каталог Королевской галереи Дрездена был опубликован в 1765 году. Здание Галереи старых мастеров было возведено позже других в Цвингере, в 1855 году.




  В  Дрезденской галерее  «Старые мастера» летом 2019 года  для посетителей были открыты только пара залов, потому и цена 6 евро. Остальные помещения на ремонте, и это было известно при покупке экскурсии. Хорошо, хоть что-то можно было увидеть и самый главный шедевр галереи - «Сикстинскую мадонну».

 Один перечень имен художников, чьи картины здесь хранятся, вызывает благоговейную дрожь. Рафаэль и Тициан, Караваджо и Ботичелли, Эль-греко и Веласкес, Рембранд и Рубенс, Дюрер и …несть числа всем остальным.  Основу коллекций  положили закупки на международном художественном рынке курфюрстами Фридрихом Августом I  и его сыном Фридрихом-Августом II.  Картины бесценны, но за них саксонские курфюсты платили звонкой монетой.  Фридрих II Прусский, не пытался соревноваться в приобретении предметов для коллекций со своим расточительными саксонскими  соседями. И в наше время немецкие коллекционеры не жалеют денег: Райнхольд Вюрт приобрел в июле 2011 года за 40 миллионов евро «Дармштадскую мадонну».




   На просвете входной арки со стороны внутреннего дворика видна конная статуя  курфюрста Августа, при котором был построен Цвингер. Вестибюль Дрезденской галереи, также ее называют галереей Семпера, по имени архитектора создавшего проект здания; помещения на входе выглядят лаконично и просто, возможно, чтобы явить контраст с залами, где картины находятся.




  Стены залов ,где работы итальянских художников, имеют глубокий красный цвет. Картины голландских и фламандских живописцев выставлены на зеленом фоне, а испанские и французские полотна XVII в.  на бархатисто-сером. Вестибюль имеет серо-белые однотонные стены, небольшие декоративные панели внизу и сдержанные барельефы под потолками.

 



  Летом 2019 года для посетителей были доступны всего пара залов. Но главное украшение коллекции «Сикстинская мадонна»», встречает гостей сразу, как билетерши позволяют войти в зал. Вот она…





   Наверное, из-за ремонта в помещениях душно, поэтому боролись желания стоять и стоять, втягивая глазами неведомые миры и их жителей, и скорее выйти на воздух. Даже со стоянием много времени на крошечную экспозицию много не ушло.






  Хочу тут побывать, когда будет полностью открыта Дрезденская галерея, шедевры которой были спасены советскими воинами. Разыскали в 1945 г.  спрятанные фашистами картины, солдаты 1-го Украинского фронта, которым командовал маршал И.С.Конев, за Эльбой, в штольнях каменоломен. Некоторые полотна были обернуты пергаментной бумагой, другие упакованы в ящики, иные же просто прислонены к стенам. Там была и «Сикстинская мадонна»... Те, кто прятали здесь картины, предполагали, что в каменной пещере будет сухо. Но сочились по трещинам грунтовые воды, температура воздуха была как и снаружи - то мороз, то зной, потому регулирующие установки не работали. Но это была не единственная опасность. В шахтах имелось большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ. В последние дни войны, в 1945 году, фашисты  планировали взорвать все хранилища картин.



   Не случайно, сокровища Дрезденской галереи считаются  «дважды спасенными»: первый раз – солдатами Советской Армии в мае 1945 года, во второй раз – советскими реставраторами в 1945-1957 годах. Чтобы вернуть жизнь, обреченным на исчезновение  картинам, понадобились годы тончайшей работы специалистов-реставраторов из СССР, для того, чтобы каждая частичка отставшего от грунтовки красочного слоя вновь попала на свое место. И СССР вернул в целости и сохранности 1240 спасенных шедевров ГДР в 1956 году.  За спасение картин ряд советских реставраторов были избраны почетными гражданами города Дрездена.

   Выходила из галереи снова во внутренний дворик Цвингера, чтобы еще раз полюбоваться, прежде чем покинуть территорию. На мой не искусствоведческий, не  архитектора взгляд, Цвингер логичен, если стоять спиной к зданию, где галерея «Старых мастеров» находится. Это галерея своей тяжеловесность выбивается из панорамы воздушных, легких павильонов вдоль 3-х других сторон. Разница видна и не знатоку. Сказывается разница веков постройки и разное предназначение. Сейчас все здания потемнели, срослись за века и вместе они – Цвингер.

  .


 Вода в ансамбле Цвингера играет не менее важную роль, чем скульптура. Четыре больших бассейна с фонтанами и сейчас можно видеть в центре цвингеровского двора.



  Были запланированы еще 10 фонтанов под стенами: струясь из чаши в чашу, вода должны была образовывать сверкающий занавес. Не все они были построены, но и те, которые есть под стеной, монументальны и помпезны, что скрашивается игривыми фигурками купидонов и ангелочков.





 Выход из-под башни Кронентор выводит на улицу «Остра-аллея». Близость к Цвингеру сказывается и здесь, в большом здании через дорогу так же какой-то музей.




  Название «Остра-аллея» подходящее для этой улицы, она очень зеленая.



Запечатлела, как бы одномоментное  существование «здесь и сейчас» транспорта 3-х страниц   истории -  старинного прошлого, недавнего прошлого и настоящего.



  После галереи группа дружно пошла  на Прага-штрассе (Prager Strasse) и Альтмарктгалери, ну, и я, чтобы не потеряться. Такую большую торговую улицу мне еще не доводилось видеть ни в одном городе Европы. Ее специально построили под высотные ТЦ, чтобы кучно все магазины были в одном месте.




  Чтобы найти желаемое, надо знать,  где находится конкретный магазин нужной торговой марки Deichmann, Mueller, DM, Media Markt, Frida и другие. Напротив «Карштадта» здание, где пять этажей занимает самый большой книжный магазин Восточной Германии – около 100 тыс. книг на площади 4000 кв. м. Просто бродить по зданиям с этажа на этаж, было безрезультатно, плюс сама улица протяженная, доходит до железнодорожного вокзала,  надо иметь запас времени на возвращение к месту стоянки туристического автобуса. Посему не изведала удовольствия от шоппинга.   Но "магазинная улица" имеет внутри, как бы свой бульвар, фонтаны, кафе-рестораны уютные.



 

Назад возвращалась одна, остальные еще делали покупки. Между двух стен из домов-магазинов построено подобие бульвара, рядами стоят клены, между ними живописно расположились необычные скульптурные группы. Журчат фонтаны.


 

  Перешла через какую-то центральную площадь с домами-близнецами с двух сторон. Оказалось, это    самая большая в городе, старая рыночная площадь Альтмаркт.





  Собственно, вокруг неё  и начал в старину формироваться  город. Первое упоминание про нее в исторических документах, как «circulus», что означает по-латински «круг». Наверное, в то время она была не квадратной.  Большинство окружающих площадь зданий стилистически схожи с теми, что стояли здесь до февральской бомбардировки 1945 г. На площади ежегодно проводится старейший в Германии рождественский рынок Штрицельмаркт. В центре устанавливается большая елка, ближе к парадному входу рождественская пирамида высотой под пятнадцать метров с шестью ярусами и размещенными на ней фигурками сказочных и библейских персонажей. В 2005 г. дрезденская рождественская пирамида была занесена в «Книгу рекордов Гинесса», как самая большая в мире.



  Над  домами юго-восточного угла площади Альмартк, виднеется церковь Св. Креста - Кройцкирхе, старейшая в городе. Первый храм на этом месте появился ещё в 1215 году. За прошедшие столетия он неоднократно разрушался и перестраивался.

 Желтые яркие трамваи, как разноцветные бабочки оживляют  улицы, ставшие во время грозы темными, как будто поздняя осень на дворе или глубокий вечер.



 


  Остановившись на перекрестке, чтобы дать дорогу трамваю, обратила внимание на белую трость плоховидящего человека. Такие трости по всему миру, чем же эта удивила? Присмотритесь к ее кончику: там подвижный шарик. Человеку не надо поднимать, стучать палкой. Мало того, что трость  сама катится от минимальных усилий, так шарик не даст остаться незамеченными никакой ямке или порожку - сразу скользнет туда и владелец это почувствует. Мелочь, а какая забота о людях, кому нужна такая трость.



  По сведениям из интернета,  62 процента городской территории заняты зелеными насаждениями, что делают Дрезден одним из самых зеленых городов Европы. В черте города находятся 3 заповедника и 11 ландшафтных заказников, а также 112 памятников природы.  Некоторые улицы, что успела прошагать,  в самом деле имеют красивые деревья и озеленые уголки.







  Город стал родиной для многих исторических личностей. Дрезден был родным домом для Фридриха Августа I -курфюрста Саксонского, и для Фридриха Августа I -  уже короля. Здесь родились композитор Генрих Шютц, автор первой немецкой оперы и Карл Теодор Кёрнер, немецкий писатель. В разное время здесь жили и творили композиторы Вагнер, Шуман и Штраус, художники Беллотто и Фридрих, немецкие писатели-романтики.

      Петр I по пути в Карлсбад останавливался в Дрездене. Осмотрев стеклянный завод, оранжерею, цейхгауз, русский царь отправился в кунсткамеру саксонского кюрфюста, которую считал образцовой. С большим интересом знакомился русский царь с диковинами и сокровищами, собранными местными правителями.В коллекции музея «Грюнес гевёлбе» находится подарок Петра Великого курфюсту - древнерусский ковш из золота.



  Три дня подряд русский царь осматривал удивительные вещи, особенно тщательно математические инструменты и ремесленные орудия, удивлялся шлифовальным станкам, которые потом стал отовсюду привозить в Россию. В Европе того времени просвещенным властителем считался тот, у кого во дворце имелась коллекция диковинных вещей, и чем шире был географический охват этой коллекции, тем авторитетнее считался монарх. Создавая в Санкт-Петербурге первый общедоступный музей,  удивлявший всю Европу, Петр не только просвещал своих подданных, но и формировал в общественном сознании на внешнеполитической арене образ новой России.   

Русский князь и известный архитектор Н.А. Путятин (1749–1830) имел в Дрездене поместье и сделал свой парк доступным для посещения широкой публикой. В 1825 г. по его проекту на юго-востоке города была построена школа с расписным фасадом и спускающейся почти до земли крышей. Сегодня в этом здании по адресу Мойслитцерштрассе 83 (Meusslitzerstrasse) расположен культурный центр «Путятин-хаус». В Дрездене родились русский дипломат граф Ф.И. Бруннов (1797), один из первых русских музыкальных критиков А.Д. Улыбышев (1794), а также тут родился Пётр Аркадьевич Столыпин  в 1862 г. В первой половине ХIХ в. в Дрездене встретились три человека, два немца и русский. Двое - Готфрид Земпер и Рихард Вагнер - были выдающимися созидателями культурных ценностей, а третий, наоборот, олицетворял сплошное отрицание и разрушение, проповедовал анархизм и терроризм. Этим анархистом был Михаил Бакунин.

  Если когда-то еще буду в Дрездене, целью будет насладиться картинами уже отремонтированной Дрезденской галереей, музеями и новый город осмотреть. Греет память взгляд юной матери с полотна «Сикстинская мадонна», вспоминаются воды Эльбы и  черно-белые камни, хранящие удивительные разноцветную мозаику истории.






Комментарии

Ирина, спасибо за интересный рассказ! Было бы здорово, если бы вы еще и фото загрузили!

Здравствуйте, Леонид! С прошлого года айда.ру изменил что-то на своем сайте и теперь трудно разместить фото под текстом. Они не прикрепляются, при повторении действия - исчезают снова. И так до бесконечности. В итоге в отзыве вместо фото - "крестики". Это напрягает, подумываю, как перенести свои отзывы на другой ресурс, здесь замучилась. Была бы возможность написать их админу, рассказала о проблеме, но нет на него ссылок, кроме телефонов для рекламы. Еще раз благодарю Вас за внимание к моим отзывам, Леонид.

Другие отзывы об отдыхе в Германии

Мекленбург-Передняя Померания, Германия. Шверин - замок заколдованного принца...
  Главным объектом, который желают увидеть в Шверине, является его романтический замок на острове. От вокзала по подсказке горожан села автобус номер 10 до замка. Это экономит время.   Сказочный силуэт замка поражает сразу, как только оказ...
Читать далее

Дата 16.11.23 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели931

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть I сухопутная, центр.
   Все большие города - города с историей, тем более большие портовые города. Гамбург за время своего существования, входил в разные империи, но всегда играл самостоятельную роль в них. Этим он обязан своим географическим положением, бли...
Читать далее

Дата 17.11.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1253

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть II cухопутная, от центра к Репербану.
    Город - историческая копилка событий, выпавших на его долю за время существования. Горел, практически исчезал и снова возникал из пепла. В средние века подъёму Гамбурга способствовало возникновение Ганзейского союза. В 20 веке сожжен в ...
Читать далее

Дата 18.11.23 Хороший отзыв4 Ответов1 Просмотрели1278

Германия. Гамбург - брутальный город. Часть III, водная.
  Заканчиваю написание отзывов про летний вояж 2023 года от юга – оз.Балатон, до Северного моря Германии. Насыщенным получился , как густой туман над морем или горами Гарца и Альп. Длинными зимними вечерами буду «пить вино» воспоминания, согрева...
Читать далее

Дата 18.11.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1216

Отзывы туристов