Полный восторг и огромное желание вернуться сюда еще не раз, именно такие ощущения вызывает Грузия

Светлана Страна:Грузия
Город: Тбилиси
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 2016

Дата20.09.16 Хороший отзыв9 Ответов 6 Просмотрели8124

Всем привет!

Только что вернулись из короткого, но весьма насыщенного на впечатления, встречи и приключения путешествия по маршруту Баку-Тбилиси. Свои впечатления о Баку и некоторые полезные советы самостоятельным путешественникам я оставила здесь. На страницах же этого рассказа хочу поделиться с вами опытом путешествий по Грузии, Тбилиси.

Честно говоря, когда я думаю, говорю, пишу о Грузии, эмоции переполняют меня, т.к. здесь мы были дома, с первых минут пересечения азербайджано-грузинской границы мы четко почувствовали разницу, нас везде встречали как старых знакомых. Удивительно дружелюбный, хлебосольный народ Грузии славится своим гостеприимством испокон веков, что естественно манит, притягивает людей. И этот мой рассказ скорее всего будет наполнен в большей степени впечатлениями о стране и людях, нежели полезными рекомендациями и ценами, хотя безусловно, я постараюсь выложить все ,что узнала и будет полезным вам в будущем.

Планировать свое путешествие я начала примерно за полгода, отсюда и привлекательные цены на размещение в гостевом доме, все бронирования я делала через booking.com

Поскольку, первоначально свою поездку я планировала в одиночку, то передо мной встала одна проблема, дело в том, что я решила не ограничиваться посещением только лишь Тбилиси, Грузия настолько интересная и разнообразная страна во всех аспектах: культурологическом, историческом, природном, кулинарном и проч., что сидеть в одном месте несколько дней – преступление, хотя справедливости ради нужно отметить, что Тбилиси удивительно прекрасный, уютный, теплый и веселый город, который можно изучать длительное время и находить всегда что-то новое и увлекательное. Тем не менее, я стала смотреть предложения по однодневным турам из Тбилиси и остановила свой выбор на в принципе традиционных маршрутах, а именно – Казбеги, военная грузинская дорога и кольцевой тур по Кахетии. Я связалась с большинством агентств, предлагающих данные туры с просьбой включить меня в группы, если таковые будут на момент моего пребывания в стране, к счастью, большинство компаний ответило отрицательно, туры организуются для готовых  групп и чужих не включают в состав, и только два агентства ответили положительно, в том смысле, что будут иметь меня в виду и только. Как правило, я посылаю запрос в несколько компаний еще и для того, чтобы увидеть скорость и качество работы с клиентом и потому, какой полный, развернутый и интересный ответ я получила от одного из агентств, я сделала свой выбор и ни разу не пожалела о нем. Я говорю об агентстве Exotic Tourism Georgia  и ее основателе  Giorgi Meskhi.

Честно говоря, каждый раз путешествуя по миру, я убеждаюсь в том, как много на свете добрых, хороших людей и мне удивительно везет на встречи именно с такими людьми, общение с которыми врезается в память на всю жизнь и впечатления переносятся в целом на страну и народ и становятся такими же теплыми и светлыми. В этот раз это была встреча с Георгием и его верным другом и соратником, нашим водителем Зазой. С Георгием мы общались в течение двух месяцев через фэйсбук и он сразу начал мне рекомендовать более интересные маршруты, не столь массовые в туристическом плане и за счет этого более привлекательные, но такие маршруты требуют больше времени, которого у меня не было и Георгий по моей просьбе постарался максимально наполнить и дополнить выбранные мною маршруты, кстати сказать, обратите внимание, что агентство предлагает туры, которые в большинстве своем отличаются от стандартных маршрутов большинства агентств. Опять же всегда приятно иметь дело с людьми, которые в первую очередь стремятся узнать получше свою страну, самому докопаться до истины и поведать ее остальному миру, показать всю красоту своей родины , а не ободрать побольше туристов и наши, теперь уже друзья, Георгий и Заза относятся именно к этой категории людей.

Определившись с агентством, я уповала на то, что появится группа, в которую меня смогут включить и тут моя подруга решила присоединиться ко мне и вопрос группы отпал за ненадобностью.

Итак, мы ехали из Баку в Тбилиси на поезде азербайджанских железных дорог, поезд идет ночь, выезжает вечером в 20.30 и прибывает в Тбилиси в 10.45. Границу проезжали примерно в 7.00 утра, час стояли на азербайджанской границе и час на грузинской, от границы до Тбилиси поезд идет минут 50. И вот, мы в Тбилиси, ура!

С первых же минут нашего пребывания мы попали под теплую опеку нашего гида Георгия, который по собственной инициативе прислал нам машину с водителем, чтобы нас встретить и разместить в отеле, при этом не взяв с нас ни копейки, хотя водитель и заплатил несколько лари за стоянку. Сразу же на вокзале мы купили билет на обратную дорогу, стоимость билета составила 61 лари, включая белье. Валюту можно обменять здесь же на вокзале, спустившись на самый нижний этаж, курс такой же, как и в городе, мы меняли по 2.29 лари за 1 $. Вообще с обменом валюты в Тбилиси нет проблем, обменники на каждом шагу, город живет туризмом и соответственно удобен для любого типа туристов, особенно это бросается в глаза на контрасте с Баку.

Если вам придется самостоятельно добираться до отеля, то вы можете воспользоваться услугами такси, стоит дешево 4-6 лари, либо метро, карта метро стоит 2 лари и на нее так же можно закинуть небольшую сумму денег и пользоваться городским транспортом, в т.ч. карточка вам пригодится при подъеме на фуникулере на гору Мтацминда, иначе придется покупать карту фуникулера за 2 лари, стоимость подъема и спуска на фуникулере составляет 4 лари, по 2 лари в один конец, карточку можно купить одну на двоих. Кроме того, карту метрополитена можно использовать и на канатной дороге при подъеме к крепости Нарикала, подъем в одну сторону стоит 1 лари. Поскольку у нас не было карты метрополитена, мы вынуждены были купить карту на фуникулер и карту на канатную дорогу (ей же можно пользоваться в метро) по 2 лари каждая. Вообще, в этот раз нам не пришлось пользоваться городским транспортом, т.к. либо мы ходили пешком, либо наши друзья возили нас на машине.

В Тбилиси у нас было неполных 4 дня: день приезда мы осматривали город, второй день – Казбеги,тур на весь день по военной грузинской дороге, третий день – солнечная и плодородная земля Кахетия, и четвертый день до 16.00 – осмотр города, т.к. поезд в Баку отходит в 17.30.

Несколько слов о жилье. Мы остановились в гостевом доме Daviti Tbilisi, отзывы только положительные. Замечательное месторасположение, в самом центре, до всех основных достопримечательностей легко добраться пешком, стоит в глубине двора и шум с улицы не так слышен. Уютный семейный отельчик и с приятными и доброжелательными хозяевами, которые стремятся помочь вам во всем. Хорошее соотношение цена-качество, за 3 ночи включая завтрак мы заплатили 243 лари за двоих. Завтраки были отменными, для меня так даже чересчур много всего и овощи, и творог, и хачапури, колбасная и сырная нарезка, яичница, короче кормили вкусно и на убой ;)

Заселившись в отель и переодевшись, мы направились исследовать город, для начала перейдя проспект Руставелли мы вышли на улицу Бесики и начали свой подъем к Пантеону, месту однозначно намоленному, где захоронены многие деятели культуры, а также покоится и Александр Грибоедов, погибший при трагических обстоятельствах. Чем дальше, тем подъем круче, но он стоит того, т.к. вы имеете возможность увидеть уютные дворики, заходя в которые чувствуешь Старый Тифлис, здесь кажется, что время течет иначе и в воздухе слышны разговоры соседей, перекликающихся через двор со своих балкончиков, увитых лозой. Да, здесь может быть не блестит чистотой и новизной асфальт, дома давно не перекрашивались, но в этом и есть очарование города, его атмосфера, его прошлое и настоящее. В Пантеоне, мы впервые почувствовали особость этого места, мы не сговариваясь, лишь заглянув внутрь захотели поставить там свечки, хотя вокруг полно церквей, но не в каждой возникает подобное желание, тем более я вообще не особо религиозный человек. На самом деле, в дальнейшем мы еще несколько раз окажемся в совершенно удивительных местах, которые завораживают своей неповторимой аурой, но обо всем по порядку.

От Пантеона мы дошли до фуникулера и поднялись на Мтацминду, откуда открываются потрясающе красивые виды на Тбилиси, здесь так же великолепный детский парк с аттракционами. По обычаю , мы попробовали местное мороженое, я взяла простой пломбир в стаканчике, оказалось очень вкусно, рекомендую, стоит какие-то копейки, кажется 50 тетри. Обратите внимание на колесо обозрения, стоящее на горе, поднимаясь на нем, вы словно орел парите над городом. Стоит это удовольствие 3,5 лари, деньги кладутся вам на карточку, которую вы и предъявляете при входе, где они считываются специальным устройством.

Спустившись с Мтацминды мы вышли на площадь Свободы, откуда начинается большинство маршрутов, предлагаемых путеводителем по Тбилиси и направились в Старый город по главной ее улице Леселидзе ( это старое название), новое имя – улица Котэ Абхази. Продвигаясь по ней вы попадаете в самое сердце Старого города, здесь очень много кафе и ресторанчиков, где вы можете насладиться поистине божественной грузинской кухней, но смотрите все-таки где больше сидит местного населения, там как правило готовят вкуснее. Мы решили спросить совета у бабушки, продающей чурчхелу, где нас вкусно покормят, она не колеблясь указала нам на ресторан “CHASHNAGIRI”. О, это сказка, сил нет перечислять все вкусности, слюнки так и текут, загляните сюда, не прогадаете, не важно, что вы закажете, все будет обалденно вкусным, порции большие, мы как обычно заказывали несколько блюд и делили их. Обед с бокалом вина обошелся нам в 15 лари, мы вышли объетые и жутко довольные.

Жизнь в Старом городе не перестает кипеть ни днем, ни ночью, здесь всегда весело и многолюдно, прогулявшись мимо храма Сиони, мы вышли на площадь Горгасали, откуда открывается вид на мост Метехи через Куру, на храм Метехи и памятник Горгасали и на крепость Нарикала, на которую можно попасть по разному, как пешком, так и по канатной дороге, посадка на которую совершается на противоположном берегу с площади Европы.

Тут же рядом по соседству начинается знаменитый район серных бань Абанотубани, куда непременно нужно заглянуть и прогуляться между куполами бань и вдоль небольшого ручья дойти до водопада. Не помню кто, но кто-то нам сказал, что если вы не были в серных банях, то вы не были в Тбилиси. Благодаря нашим ангелам-хранителям Георгию и Зазе мы впоследствии удачно забронировали один из номеров в Царской бане и попарились там в последний вечер нашего пребывания в Тбилиси, номер стоил на двоих за час 65 лари, полотенца мы принесли с собой, но в принципе за 1,5 лари в бане можно купить простынь. Что такое серная баня? Наполнен бассейн с термальной водой, запах серы, вы погружаетесь в бассейн на 7-10 минут, температура воды составляет 50 градусов,  первое мое впечатление – расслабляющая ванна, при чем тут баня? После 7 минут рекомендуется прерваться и выйти отдохнуть минут на 5 и так повторять несколько подходов. С каждым следующим подходом мне становилось все жарче и жарче и в третий свой заплыв пот вовсю струился по лицу, хотя температура оставалась неизменной. В общем, это был отличный отдых для тела и духа, и для наших уставших ножек, будет время, обязательно попробуйте.

Не буду мучать вас подробностями нашего маршрута, т.к. каждый выбирает маршрут под себя, скажу только, что однозначно стоит подняться на крепость Нарикала и исследовать ее со всех сторон. А еще вечером прогуляйтесь по сказочно подсвеченному мосту Мира до площади Европы, где найдете необыкновенно изящный, цветной, музыкальный фонтан, мы полчаса наслаждались этим зрелищем, можно было и больше, но времени мало, а посмотреть хочется как можно больше. Практический совет, т.к. в Грузии много храмов и заглянуть в них нужно всенепременно, девушки, держите в сумочки платок на голову, молодые люди - избегайте коротких шорт и будет вам всем счастье. :)

Следующий день выдался во всех отношениях. В 8 утра нас уже ждали наши мужчины и мы отправились в путешествие по горным дорогам. Для начала мы заехали в монастырь Джвари и Мцхету, как правило это отдельный маршрут и маршрут на Казбеги эти объекты не предусматривает, но как я уже писала, нам невероятно повезло с гидами. Как-то сразу сложилась атмосфера полного доверия, взаимопонимания и дружеского веселья, мы все вместе наслаждались поездкой, красотой природы и памятников архитектуры.

Не буду описывать сам маршрут, он много где описан, скажу только, что мы останавливались везде, где только можно было, фотографировали и фотографировались, карабкались по травертинам, любовались изумрудными водами Жинвальского водохранилища, сидели на крепостных стенах Ананури, пили воду из минерального источника, богатого железом, мочили ноги в Арагви, вскарабкивались к Гвелетскому водопаду, ждали когда облака рассеются и появится Казбеги, построили пирамиду из камней в ущелье Труссо (еще одно чудесное место, не предусмотренное обычным маршрутом), ели вкусные сырные лепешки, слушали чувственные грузинские мелодии и  были СЧАСТЛИВЫ! Здесь не хватит никаких слов благодарности за то внимание и по-человечески теплое отношение, которое вместе с интересными историями, цветами и ветками облепихи нам дарили Георгий и Заза. В дороге мы провели весь день с 8 утра и вернулись около 10 вечера, но не распрощались, а пошли все вместе в ресторан продолжить столь удачно начавшееся знакомство, мужчины угощали нас весь день. В специальном фирменном ресторане мы попробовали «черного вина» Кинзмараули, его так называют за темный, насыщенный цвет, если покрутить бокал, то стенки его окрашиваются в синевато-красный цвет, вино очень вкусное, богато оттенками, насыщенное, его нужно смаковать, правда для меня очень сладкое, я все-таки предпочитаю сухие вина, зато подружка была в полном восторге.

Наш третий день был посвящен Кахетии. Выехали мы в 9.30. Наш маршрут начался с посещения крепости-городища Уджармы, датируемой 3 в.н.э. и далее пролегал через комплекс Икалто, основанном в 6 в.н.э одним из «ассирийских отцов» Зеноном, на рубеже 11-12 веков здесь была основана Академия, где впоследствии учился Шота Руставелли. Здесь так же можно увидеть восстановленный древний «марани» (винный погреб). Лично для меня Икалто стало одним из самых притягательных мест, мне и сейчас хочется туда вернуться и побыть там одной, поговорить …................с ним….................................посидеть…..подумать…..

Далее был Алаверди. И несмотря на то, что это самый значительный и известный храм в кахетинском регионе Грузии, бесспорно красивый, мне здесь все показалось холодным, слишком деловым и коммерческим. Тут же рядом есть фирменное кафе, где можно попробовать мороженое из мацони с различными наполнителями, я взяла с лимоном в надежде, что он будет покислее, на деле, мое мороженое оказалось самым сладким. А еще, здесь есть источник, попив из которого, по словам Зазы, обязательно выйдешь замуж в Грузии ;) так что, девушки, кто хочет замуж за грузина имейте в виду ;)

Миновав Телави мы очутились еще в одном , поистине волшебном месте, слава богу, незнакомое массовому туристу, Монастырский комплекс Зегаани. Здесь стоит оглушающая тишина………..это место можно характеризовать одним-двумя словами – ПОКОЙ и УМИРОТВОРЕНИЕ… Таинственный здесь не только сам комплекс, а прежде всего лес, где не слышно птиц и ветерок не зашумит на ветках деревьев….................

Перемещаясь от одного места к другому, мы проехали немало деревень, где прямо с деревьев срывали инжир, гранаты и ели это не моя, прямо с ветки,  попробовали виноград сорт Саперави, на местном рынке затарились чурчхелой для родных и вкуснейшими помидорами в дорогу, цены везде копеечные. Инжир, к сожалению, очень быстро испортился, т.к. был невероятно спелым и сладким.

Последними в нашем маршруте были Сигнахи и монастырь Бодме. Сигнахи меня вообще не впечатлил, хотя я как раз и настояла, чтобы туда поехать, т.к. была под впечатлением фотографий одного из друзей, место красивое, туристическое, но скучноватое, когда есть с чем сравнить, а мне еще раз наука – слушайся старших, говорил же мне Георгий, что это не очень интересно J

Наш завершающий день мы начали с того, что отвезли чемоданы в камеру хранения ( 4 лари) на ж.д вокзал и выйдя на проспект Агмашенебели начали продвигаться к центру города. Честно говоря , проспект Агмашенебели мне понравился куда больше, нежели проспект Руставелли. Проспект и сейчас реставрируют и выглядит он очень нарядно, хотя конечно стоит нырнуть во дворик и перед вами предстанет иная картина. Мне не очень нравятся отзывы, когда люди стараются показать лишь неубранные дворы и грязь, она есть везде и как известно свинья ее всегда найдет, ведь не это главное, важно то, что город приводится в порядок, туристам стараются показать все самое красивое, а разве не так мы ведем себя, когда приглашаем гостей в дом? Кстати, что еще очень понравилось в Тбилиси, так это многочисленные роднички, фонтанчики, где без проблем можно напиться и набрать воды в дорогу.

Незаметно для себя мы вышли к блошиному рынку на Старом мосту, любителям антиквариата здесь полюбится, я же купила здесь все сувениры, девушки, обратите внимание на ювелирные изделия из эмали, цены здесь гораздо ниже, чем в магазинах, да и торг уместен, это же рынок, я купила маме кольцо- авторская работа 25 лари, маленькие колечки с грузинской эмалью по 15 лари.

Что касается подарков родным, то мы прикупили чачу и конечно же вино. Самое часто подделываемое вино в Грузии это Хванчкара, так что будьте аккуратны при ее выборе, основные моменты, на которые стоит обращать внимание, это регион, настоящая Хванчкара производиться только в Раче, так же помните, что нет такого сорта винограда Хванчкара, вино делают из сортов винограда Александроули и Муджуретули. Вообще в фирменных магазинах для начала предлагают попробовать вино. Мы купили Хванчкару по 27 лари за бутылку (была акция от производителя), и бутылку белого вина я купила за 21 лари, чача стоила 10 лари за маленькую сувенирную бутылочку. Пообедав на 9 лари, мы двинулись к конечному пункту Троицкому Собору и оттуда на ж.д вокзал.

По правде сказать, после всего вышеперечисленного меньше всего хочется говорить о прозе жизни и возвращаться к вопросам цены, но вам это может быть интересно и полезно. Итак, подведем итог: всего в Тбилиси за 4 дня я потратила 280 долларов, включая все мои траты на сувениры, питание, проживание, услуги агентства, входные билеты и билет на поезд. Суммируя эти затраты с затратами в Баку (153 доллара), получаем в итоге 153+280=433 доллара за неделю незабываемых приключений, авиабилет не входит в стоимость.

Ну вот и все, желаю всем удачных и интересных путешествий и новых, незабываемых встреч!