Христианские твердыни в песках Египта

01.08.2006         2083
После потрясения, испытанного при виде таких древнейших гигантов, как пирамиды в Гизе и Карнакский храм, мы не ожидали ничего подобного от посещения коптских монастырей. И напрасно! Однако, что скрывать, - экскурсия эта не очень популярна. Если по дороге в Каир выстраивалась вереница из 40 автобусов, в Луксор - из 73, то сюда мы отправились на единственном микроавтобусе, собравшем из разных отелей Хургады всего девять человек. В пути Выехали среди ночи. Часть путешествия наш транспорт проделал в группе автобусов, направлявшихся в Каир. Затем возле городка Заафарана мы покинули колонну, свернув со столичного шоссе. Дорога черной стрелой разрезает пустыню. На горизонте с обеих сторон в предрассветном сумраке виднеются то ли горы, то ли огромные барханы. Пустынная местность при кажущейся необитаемости имеет следы присутствия человека: множество кусков рваного полиэтилена, зацепившихся за чахлые кустики, следы автомашин на песке, отрезки труб. Наконец, когда занимавшаяся заря начала окрашивать ближайший горный хребет, впереди показались две узкие светлые башни, увенчанные крестами, а между ними - ворота. Вот мы и прибыли в коптский монастырь Святого Антония, расположенный почти в 200 км от Хургады. На часах - 6:45. Откуда есть-пошли... Древнейшая страна Кемт, или Камит, раскинулась на плодородных берегах Нила. Черным был ил великой африканской реки, искусен был народ в обработке металлов, получая "черный порошок" из руды, - вот что отразилось в названии государства, означающем "темный", "черный". Греки называли народ Кем-та "айгюптос", арабы - "кубт". Но не слышится ли нам отзвук современного "копт" в этих двух словах и древнем имени Египта? Из седой мифологии всплывает также название некой местности - Коптос, где богиня Исида узнала о пропаже своего мужа Осириса, завлеченного в ловушку хитрым Сетом. Вот каковы корни пронесенного сквозь века имени коренных жителей Египта - коптов. В 47 году н. э. в портовой Александрии появился проповедник нового учения - Марк Евангелист. Великий город, основанный когда-то Македонским, в то время входил в состав Римской империи, беспощадно преследовавшей приверженцев христианства. Но учение Христа нашло горячий отклик в сердцах местных жителей. Может быть, потому что идея воскресения была близка им: Осирис в религиозной мифологии тоже восстал из мертвых в преображенном духовном теле. А также потому, что некоторые сцены Писания происходили на берегах Нила: здесь пряталось Святое семейство от гонений Ирода. В 48 году святого Марка схватили римляне. Он погиб, но христиане земли Египетской по сей день чтут его и считают своим первым патриархом. Египет и Сирия стали оплотом нового учения задолго до официального признания его Римом. Миссионеры из этих мест несли свою проповедь в далекие страны, вплоть до Ирландии и Швейцарии. Копты восприняли новую веру еще и как оружие против чуждой греко-римской культуры. Свой язык, убереженный от эллинизации, они считали не запятнанным богоубийством, и потому отправляли на нем обряды, писали книги. Ибо латынь, еврейский и греческий казались им оскверненными и не достойными служения богу: табличка на распятии Иисуса имела надпись на этих трех языках. После широкого распространения христианства в мире священнослужители занялись рассуждениями: кто был Христос - бог, человек или тот и другой одновременно? В 451 Халкедонский собор принимает концепцию богочеловеческой сущности Христа. Копты не согласны: они видят в Иисусе исключительно бога, просто обретшего облик человека. Посему Коптская церковь отмежевалась от остального христианского сообщества и существует самостоятельно с 451 года. С 536 года копты избирают александрийского епископа - папу. Позднее так стал именоваться и римский первосвященник. В 600-х годах в Египет пришли арабы. Поначалу они почти не притесняли местное население и не требовали отказа от их вероисповедания. Однако позднее последовали гонения, прекращавшиеся лишь иногда - на время правления более веротерпимого халифа. В эпоху крестовых походов мусульмане начали жестоко преследовать христиан внутри своей страны. Да и католики крестоносцы относились к коптам как к еретикам и жгли их храмы, как и мечети. С тех пор численность коптов резко уменьшилась. Были попытки Римско-католической и Православной церквей предложить коптам присоединиться, но они не имели успеха. Восхождение Вьющаяся змейкой меж горных хребтов Аравийской пустыни дорога доставила нас к подножию горы Аль-Кользом, что в двух километрах от монастыря. Покинув салон автобуса, мы оказались у основания лестницы. Проследив взглядом за ее продолжением, можно было заметить марши, выглядывающие из-за скальных выступов на значительной высоте. Нам предстояло по ней подняться! Лестница современная, с перилами и площадками для отдыха. Гиды сказали, что в ней 1310 ступеней - мы приняли их слова на веру. Чем выше взбирались, тем грандиознее становился вид окрестностей: внизу, в утрен ней дымке - бескрайняя пустыня и слегка освещенный восходящим солнцем монастырь, как будто составленный из игрушечных домиков, а слева и справа - причудливые горные нагромождения без единого островка зелени. В чем уж нет недостатка, так это в крестах. Они повсюду: стоят на скалах или выложены на плоскостях, выполнены из проволоки, арматуры, отрезков труб, деревянных палок и камней. Само восхождение ранним утром, с первыми лучами солнца и порывами свежего ветра, вдохновляло и наполняло энергией. Окончание пути - довольно обширная огражденная площадка перед скалой, в которой виднеется узкое, похожее на вертикальную щель отверстие. Это вход в пещеру, где много веков назад отшельником жил святой Антоний Великий, чье имя носит монастырь внизу. Снимаешь у входа обувь и, ступая по ковровым дорожкам, углубляешься в пещерный коридор. Вскоре свет с улицы перестает сюда попадать, и тогда продвигаешься на ощупь. Стены коридора неровные, без всякой обработки - по-видимому, здесь естественный разлом в скале. Тропа настолько узка, что ступни надо ставить одну перед другой. Из коридора попадаешь в пещерную комнату, но во тьме нельзя угадать, велика она или мала. Только ощущая спертость воздуха, догадываешься, что помещение небольшое. Кто-то из вошедших сюда ранее услужливо включает фонарик, указывая, куда идти дальше. Несколько выточенных в камне ступеней вниз - и оказываешься в святая святых. Слабые лучи фонарика и секундные фотовспышки дают возможность немного осмотреться. Здесь стоит алтарь с алой бархатной драпировкой, на стенах укреплено несколько современных икон. Побыв немного в колыбели христианского монашества, возвращаешься на вольный воздух. И, оглядывая еще раз окружающий пейзаж с этой высоты, нельзя не удивляться, как ходил таким путем Антоний, будучи уже глубоким старцем. "Единожительствующие" Вот что означает слово "монахи". Родиной монашества считается Египет III-IV веков - далекая провинция Римской и Византийской империй, страдавшая от бесправия и непомерных поборов. Поэтому бегство в пустыню было нередко последним отчаянным шагом и своеобразным протестом. Пустынник без собственности уже не боится сборщика налогов, тюрьмы, несправедливости чужестранных властей. Так возникла новая идея: всеобщее равенство перед лицом лишений. Часто ушедшие объединялись в группы, устраивали себе простейшее жилище - киновию, где жили "трудами рук своих" и молитвами. Впоследствии у киновитов сложились определенные правила общежития (устав), появился руководитель (настоятель), они стали носить одинаковую одежду. Первый "общежительный" монастырь с четкой организацией дел основал Пахомий, бывший солдат римской армии. Но образовалась и другая ветвь монашества - одинокая аскеза. За 300 лет существования христианское учение успело стать формальным. Поэтому людей, сумевших отбросить вещественные признаки культа, выйти за строгие рамки обрядности, современники восприняли как равных первым христианам-борцам за веру. Отшельники на деле, а не на словах применили к себе заповедь самоотречения, посему еще при жизни их стали почитать как святых. К их далеким прибежищам приходили страждущие совета, благословения, исцеления. Таковы Антоний Великий и Павел Фивейский. Благодаря "Житию преподобного отца нашего Антония", написанного святителем Афанасием, епископом Александрии, об этом человеке известно довольно много. Родился в 253 году, в 20 лет отрекся от мирской жизни и удалился в пустыню. Поскольку место его добровольного заточения находилось недалеко от селения, Антония посещали многие люди, нарушая его уединение. Голос свыше указал ему, где можно найти новое пристанище. С караваном добрался он до указанной горы, у подножия которой росло несколько пальм, питаемых родником. Здесь нашел Антоний все необходимое для скромной уединенной жизни. Проходящие изредка караваны снабдили его хлебными зернами и семенами овощей, и он засеял возделанный им участочек земли. Антоний прожил в пещере 44 года. Со временем у подножия горы образовалось поселение желающих учиться у него. Нередко он спускался к ним для совместных молитв. Последние годы два ученика помогали Антонию, поскольку он был уже очень стар, хотя, как сказано в "Житии", "казался бодрее и крепче всякого". Умер святой в возрасте 105 лет и похоронен в тайном месте. Там, где он молился с учениками, отстроили церковь и возник монастырь. Считается, что мощи святого покоятся здесь, под спудом церкви его имени. Но в литературе встречаются сведения о том, что тайное захоронение было обнаружено и мощи отправлены в Александрию, затем в Константинополь, затем во французский город Арль. О Павле Фивейском известно меньше. Родился он в 230 году, ушел в пустыню на двадцать четвертом году жизни. Считается, что он прожил отшельником 90 лет, обосновавшись на противоположной стороне того же горного хребта. Его почти никто не видел, лишь ворон приносил кусок хлеба, чем аскет и довольствовался. По преданию, Антонию было явлено, что в той же пустыне, в пещере у ручья, живет его собрат, и тот отправился на поиски. Их встреча не состоялась - Павел скончался. Умер он в возрасте 113 лет, Антоний присутствовал на погребении. И пришли два льва и помогли Антонию вырыть могилу. На этом месте построили церковь, вокруг образовался монастырь. С мощами святого Павла Фивейского та же история: вроде бы они находятся в самой древней церкви монастыря, но в то же время есть информация о том, что мощи были доставлены сначала в Константинополь, потом в Венецию, Офен, а часть их хранится в Риме... Святые обители Спустившись с 300-метровой высоты на слегка пружинящих ногах и сев в автобус, мы подъехали к внутренним воротам монастыря Святого Антония. Во дворе нас встретил монах, с сединой в бороде, одетый в длинные черные одежды и своеобразный чепец. Экскурсия началась с церковной лавки, где помимо религиозной литературы, буклетов (на русском языке нет - Прим. автора) и открыток с видами обители и других коптских святынь можно купить монастырское вино, питьевую воду по очень приятной цене и сувениры с традиционной египетской символикой. Надо сказать, даже к такому мирскому делу, как продажа сувениров, священнослужитель подходил с достоинством, без суеты и спешки. Общались мы через гида-переводчика и частично по-английски. Современные копты арабоязычные, а их исконный язык сохранился как церковный. На территории монастыря, обнесенной стеной, идет активное строительство. Но нас повели в древнюю его часть, где светлые, необычных форм постройки образуют узкие улочки и уютные дворики. В первую очередь нам показали церковь Святого Антония. Это небольшое, в ряду других стоящее здание с маленькой низкой дверью. Сняв у входа обувь и ступая по коврам, мы прошли внутрь. Именно здесь расположен алтарь конца III века н.э., где молился Антоний. Сама церковь построена уже в IV веке. На стенах и сводчатых потолках - росписи XIII столетия. Видимо, они появились при восстановлении обители после разгрома, учиненного турецкими и курдскими войсками в конце XI века. Коптскии стиль письма своеобразен, напоминает детские рисунки: круглые лица с огромными, почти сходящимися у переносицы глазами, короткие ножки, руки на уровне живота. В XV столетии захватчики-бедуины устроили в церкви кухню, отчего фрески покрылись копотью и оставались в таком виде долгое время. Итальянские реставраторы освободили их от грязи 15 лет назад, оставив прежним лишь маленький участок стены - для сравнения. Показали нам и то место, где, по преданию, погребен Антоний. В отверстии стены, возле скального выступа на уровне пола, наш проводник зажег свечу, и все желающие могли сделать то же. На удивление, фото- и видеосъемка разрешены и бесплатны не только на территории монастыря, но и внутри помещений, в том числе и в этой древнейшей церкви. Только просят снимать без вспышки - чтобы не пострадали фрески. Рядом с церковью возвышается каменная башня - хусн. Она соединена с верхним этажом соседнего здания деревянным мостом. Это единственный путь, каким можно попасть в башню. В неспокойные времена монахи укрывались в хусне и убирали мост. Внутри были кладовые с запасами еды, колодец, часовня. В таких условиях братия могла выдерживать длительную осаду монастыря. Показали нам источник, трапезную VI века с длинными каменными скамьями и столом, мельницу IX века, старую церковную и бытовую утварь. Интересна дозорная башня с прообразом лифта: пришедший к монастырским стенам вставал ногой в веревочную петлю, и его на веревке поднимали наверх, в башню. На протяжении веков только так можно было попасть внутрь обители и так же покинуть ее. Ну а ворота - это, можно сказать, дань современности. Следующим на нашем пути был монастырь Святого Павла. Здесь тоже развернулось обширное строительство. Особенно невероятно выглядит комплекс зданий с крышами в виде множества опрокинутых чашек и крестами, каким-то чудом держащийся на крутом склоне. Встретил нас опять же проводник-монах и повел по старой части обители. Оказалось, между двумя монастырями много общего. Есть и дозорная башня с веревочным "лифтом", и хусн, и трапезная, и мельница, и коллекция посуды и бытовых предметов. Но первым делом нас повели в церковь Святого Павла. Сняв обувь, мы спустились по ступеням в подземное помещение. Для его освещения в потолке вырублены круглые отверстия. Сейчас на помощь таким скудным источникам света пришло электричество. Считается, что здесь, в подземной пещере, и жил святой, здесь сохранился его алтарь. Пещеру расширили до размеров церкви уже после смерти Павла Фивейского. Нам показали небольшой ящик, покрытый тканью с вышитым обликом старца - раку с мощами. Фрески поздние - XVIII века, причем коптский стиль в них кажется слишком утрированным. В некоторых местах выступает другой слой штукатурки с росписями XIV столетия, совершенно отличающимися по стилю. Именно они-то и кажутся более современными. В монастыре есть родник, который считают чудом. Из стен природной пещеры сочится вода и стекает в специальный канал, выложенный в длинном узком коридоре, из которого она собирается в колодцы. Ежесуточно накапливается до четырех тонн воды! Правда, сейчас ее используют в основном для полива монастырских садов. Вспоминая, как в Луксоре на осмотр огромного Карнакского храма нам дали полчаса и пришлось носиться по нему буквально с языком на плече, мы не могли не удивиться спокойствию и размеренности экскурсии по коптским монастырям. Поездка сюда получилась под стать самим местам - островкам уединения, просветления. У наших гидов мы поинтересовались, кто чаще всего посещает коптские обители. Оказалось, русские и немцы. Надо сказать, одновременно с нами тут и арабов было немало. Впрочем, это неважно. Находясь здесь, понимаешь, что данное место и подобные ему не принадлежат отдельной религиозной конфессии. Они - символ глубокой и искренней веры, символ человеческого стремления к божественному. Юлия БЕЛОКОБЫЛЕНКО

Источник: Туризм и Отдых

Путеводитель по Египту